Об Ассоциации
Руководство АИОР
Региональные отделения АИОР
Документы
Мероприятия
Журнал "Инженерное образование"
Проекты АИОР
Аккредитация образовательных программ

Международная конференция «Формирование практических компетенций инженеров в процессе их подготовки: подходы, лучшие практики и обеспечение качества»

Итоги конференции

Фотогалерея

Скачать весь архив фотографий (73,5Mб)

Конференция была организована по инициативе Ассоциации инженерного образования России совместно с Томским государственным университетом систем управления и радиоэлектроники, Московским государственным институтом радиотехники, электроники и автоматики (технический университет), Чешским техническим университетом в Праге, Европейским обществом инженерного образования SEFI.

Основной целью конференции стало изучение передового опыта формирования практических компетенций инженеров в процессе их подготовки и ознакомление с практико-ориентированными образовательными технологиями для последующего их использования в научной и учебной деятельности.

В работе конференции приняли участие ректоры, проректоры, руководители и сотрудники учебных управлений, деканы, заведующие кафедрами, профессора и доценты университетов России, обеспечивающих подготовку инженерных кадров.

Среди участников конференции были представители Донского государственного технического университета, Сибирского федерального университета, Балтийского федерального университета им. И. Канта, Белгородского государственного национального исследовательского университета, Пермского национального исследовательского политехнического университета, Казанского национального исследовательского технологического университета, Национального исследовательского Томского политехнического университета, Московского авиационного института (национальный исследовательский университет), Национального исследовательского Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева, Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина, Поволжского государственного технологического университета, Омского государственного технического университета.

С приветствиями перед участниками конференции выступили:

  • Prof. Václav Havlíček, ректор Чешского технического университета г. Прага
  • Prof. Ladislav Musilek, проф. Чешского технического университета г. Прага, Член Административного Совета Европейского общества инженерного образования (SEFI)
  • Prof. Frantisek Hrdlicka, декан Машиностроительного факультета, Чешского технического университета г. Прага
  • Проф. Ю.П. Похолков, президент Ассоциации инженерного образования России

Об актуальных тенденциях, задачах и образовательных технологиях в области подготовки компетентных инженеров, отвечающих современным требованиям, в своих докладах участникам конференции рассказали приглашенные европейские эксперты из Бельгии, Франции, Чехии, Испании, Нидерландов, Португалии, Великобритании и Германии:

  • “Формирование практических компетенций при подготовке инженеров: опыт Чешского технического университета г. Прага”
    Prof. Miroslav Svítek, Факультет транспорта, Чешский технический университет г. Прага
    Prof. Vladimir Marik, Электротехнический факультет, Чешский технический университет г. Прага
  • “Инновационные методы обучения в инженерном образовании”
    Prof. Jose Carlos Quadrado, Президент Высшей инженерной школы Лиссабона ISEL (Португалия)
  • “Инструменты и индикаторы динамичной, инновационной и оптимальной образовательной программы”
    Prof. Stephane Flament, Высшая национальная инженерная школа г.Кан - ENSICAEN (Франция)
  • “Практические компетенции – достижимые результаты обучения с применением программных продуктов CES EduPack”
    Dr. Tatiana Vakhitova, специалист по работе с высшими образовательными и научными учреждениями в России и Центральной Европе, Granta Design Кембридж (Англия)
  • “Европейская платформа для университетов, проводящих исследования в области энергоэффективности, образования и подготовки специалистов”
    Dr. John Smith, Зам. Генерального Секретаря Европейской Ассоциации Университетов (EUA
  • “Цифровое образование для совершенствования практической составляющей обучения в инженерном образовании. Обзор передового опыта”
    Prof. Xavier Fouger, вице-президент Европейского общества инженерного образования SEFI
  • “Проблемы технических университетов Западной Европы (оценка приглашенного профессора)”
    Prof. Alexander Gromov, Университет прикладных наук Георга Ома, г. Нюрнберг (Германия)
  • “Обеспечение качества инженерного образования”
    Prof. Juan Jesus Perez, Политехнический университет Каталонии UPC (Испания)
  • “Инженерное образование 2.0 на примере Технологического университета Эйндховена”
    Dirk-Jan Mulders, Технологический Университет Эйндховена (Нидерланды)

Вызовы и пути решения проблем, стоящих перед системой инженерного образования России, а также успешный опыт модернизации учебного процесса и образовательных программ были отражены в докладах представителей научно-образовательного сообщества России:

  • “Инженерное образование России: вызовы и решения”
    Проф. Ю.П. Похолков, президент АИОР
    Проф. А.С. Сигов, президент МИРЭА
  • “Сетевое проектное обучение как инструмент интегрированного получения знаний и умений студентами”
    Проф. Н.Е. Родионов, зав. кафедрой электронных систем, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
  • “Инженерное образование и инженерная квалификация не тождественны”
    Проф. В.С. Шейнбаум, Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина

Большое внимание на конференции было уделено вопросам применения практико-ориентированных образовательных технологий при подготовке инженеров.

Проф. Александр Громов, представляющий университет прикладных наук Георга Ома, г. Нюрнберг (Германия), провел Мастер-класс “Наглядные обучающие методы как пример проектно-ориентированных работ в западно-европейских университетах”.

В рамках мастер-класса участникам было необходимо разбиться на четыре команды, разработать и представить инвестиционный проект, направленный на развитие одного из видов получения энергии: ядерная, солнечная, ветровая и гидроэнергетика соответственно. Оценку представленных проектов и выбор победителя предстояло сделать участникам пятой команды, которым была отведена роль правительства.

Мастер-класс был организован с целью демонстрации применения практико-ориентированных образовательных технологий в учебном процессе, включающих:

  1. Решение (разбор) на занятиях со студентами реальной задачи.
  2. Использование интерактивных методов обучения.
  3. Организацию командной работы, деловой игры и т.п.

Также в рамках конференции проф. Ю.П. Похолков провел экспертный семинар-тренинг на тему “Состояние реализации практико-ориентированных образовательных технологий при подготовке инженеров”, в ходе которого, участники выполняли индивидуальные и командные работы, такие как:

  • Экспертная оценка уровня внедрения практико-ориентированных образовательных технологий в российских университетах;
  • Экспертная оценка признаков, характеризующих уровень внедрения практико-ориентированных образовательных технологий в российских университетах;
  • Построение матрицы критериев оценки уровня внедрения практико-ориентированных образовательных технологий в российских университетах;
  • Определение препятствий на пути внедрения практико-ориентированных образовательных технологий в российских университетах;
  • Поиск путей решения проблемы.

Программой конференции был запланирован визит на завод компании Škoda Transportation г. Пльзень (крупнейший европейский завод по производству железнодорожной транспортной техники, такой как: электровозы, метро, железнодорожные поездные составы, низкопольные трамваи, троллейбусы, электропривода и электродвигатели). Для участников конференции был проведен круглый стол с представителями компании, активно взаимодействующими с вузами в вопросах набора новых сотрудников из числа выпускников инженерных вузов, реализации образовательных программ подготовки специалистов, ответствующих требованиям компании. После была проведена ознакомительная экскурсия по производственным цехам завода.

Конференция стала дискуссионной площадкой для российских и европейских экспертов в области инженерного образования, которые смогли поделиться опытом и обменяться мнениями в вопросах подготовки современных инженеров, приняв активное участие в круглом столе «Опыт российских вузов в организации и реализации практико-ориентированного обучения инженеров».

Одной из задач конференции также являлось установление полезных контактов и развитие международного сотрудничества между университетами с целью подготовки компетентных специалистов в области техники и технологии, отвечающих международным требованиям. Одним из результатов конференции стало подписание партнерского соглашения о сотрудничестве между Балтийским федеральным университетом имени И. Канта и Высшей инженерной школой Лиссабона (ISEL).

По итогам конференции участники и приглашенные эксперты высказали пожелание о предании конференции ежегодного статуса. Также было рекомендовано продолжить работу по организации международных конференций и семинаров по актуальным проблемам инженерного образования и вопросам подготовки специалистов в области техники и технологии:

  1. Международный обучающий семинар «Управление междисциплинарными проектами в инженерном образовании: планирование и выполнение», 21-25 апреля 2014г., г. Лиссабон (Португалия)
  2. Международный обучающий семинар «Проблемы формирования различных сред, способствующих развитию компетентности будущих специалистов»
  3. Международная конференция «Сетевое взаимодействие университетов»

Конференция завершилась торжественным вручением сертификатов Чешского технического университета г. Прага участникам и приглашенным экспертам.

Организаторы конференции выражают благодарность всем докладчикам, партнерам и участникам за их вклад в подготовку и проведение мероприятия.

На главную страницу конференции




Юрий Петрович Похолков