en

В 90-е годы XX века во многих странах мира возникла необходимость признания национальных систем аккредитации других стран. Оказалось, что многие национальные системы аккредитации, несмотря на внешние различия, достаточно близки друг другу, что позволяет признавать внутри одного сообщества стран образовательные документы, получившие национальную аккредитацию в странах-участницах сообщества.

В 1989 году было принято Вашингтонское соглашение – первое соглашение в рамках Международного инженерного альянса IEA, по которому страны-участницы гарантируют качество подготовки инженерных кадров по аккредитованным образовательным программам, что должно способствовать трудоустройству их выпускников в любой из стран-участниц. Для согласования требований к выпускникам образовательных программ разных стран мира в области техники и технологий в настоящее время действуют определенные международные соглашения:

Для унификации системы сертификации и регистрации выпускников в июне 2004 года на Международном инженерном симпозиуме (IEWS) в Лондоне, было принято решение разработать единый перечень требований к выпускникам инженерных специальностей. Описания компетенций выпускника образовательных программ, соответствующие Вашингтонскому, Сиднейскому или Дублинскому соглашению были, в итоге, изложены в документе «Атрибуты выпускников и профессиональные компетенции» (Graduate Attributes and Professional Competencies). В настоящее время содержание этих документов формируется и актуализируется при активном участии Международного Инженерного Альянса (International Engineering Alliance).

Для возможности комплексной оценки компетенций выпускников после окончания учебного заведения во многих развитых странах мира разработаны системы профессиональной регистрации. Эти системы позволяют регистрировать и перерегистрировать выпускников, соответствующих заранее определенному набору критериев. Многие системы регистрации имеют статус международных и действуют на территориях входящих в них стран, например, Fédération Européenne d’Associations Nationales d’Ingénieurs (FEANI) – в Европе, APEC Engineer Register – в азиатско-тихоокеанском регионе, Engineers Mobility Forum (EMF) – в мире. Некоторые системы, регламентирующие образовательную деятельность, так же предусматривают и регистрацию выпускников ООП. Так, например, Вашингтонское соглашение, действие которого распространяется на студентов четырехлетних образовательных программ (бакалавриат), предусматривает, помимо процесса обучения, еще и две стадии регистрации выпускников.

Первая ступень – получение образования по аккредитованной ООП, ступень окончания высшего учебного заведения.

Вторая ступень – это профессиональная регистрация, следующая за определенным периодом подготовки и получения опыта.

Третьей ступенью является получение права на международную регистрацию, регламентируемую нормативно-законодательными документами различных стран.

Основным назначением процедуры регистрации является оценка уровня компетенций выпускника ООП, имеющего опыт работы по специальности на предприятии реального сектора экономики. И если этот уровень соответствует установленным стандартам системы регистрации, процедура регламентирует регистрацию специалиста в специальном реестре и выдачу ему подтверждающего сертификата. Регистрация профессиональных инженеров, как правило, осуществляется независимыми, неправительственными общественно-профессиональными организациями (ABET в США, ECUK в Великобритании, JABEE в Японии и др.) с использованием соответствующих критериев и этапов.

Наличие у государств-участников международных соглашений стандартов в сфере образования и стандартов оценки компетенций инженеров, позволяет гарантировать работодателю соответствие определенному набору профессиональных компетенций и атрибутов, принимаемых на работу выпускников двух-, трех- и четырехлетних аккредитованных образовательных программ этих государств.

Особенностью системы регистрации инженеров является конечный срок действия сертификата, что вынуждает его обладателя периодически проходить процедуру перерегистрации, а одним из необходимых для регистрации и перерегистрации условий является обязательное ежегодное повышение квалификации. Таким образом, наличие процедуры регистрации инициирует целую систему поддержки совокупного уровня компетенций работающего специалиста на уровне не ниже, установленного стандартами системы регистрации. И вынуждает его придерживаться модели «обучения через всю жизнь» (Life Long Learning). Деятельность этой системы регламентируется отдельными институтами повышения квалификации инженеров разных стран (Institute of Engineer Professional Development).

Основным элементом процедур сертификации, регистрации и перерегистрации является экзамен по оценке компетенций специалиста (выпускника ООП) необходимых для осуществления самостоятельной практической инженерной деятельности. Суть этой оценки заключается в сравнении компетенций специалиста с неким базисом – минимально необходимым уровнем компетенций, согласованным с требованиями Международного инженерного альянса и изложенным в «Атрибутах выпускников и профессиональных компетенциях». Наличие этого базиса вынуждает инженера поддерживать уровень собственных компетенций выше этого значения и постоянно его увеличивать повышениями квалификаций.

В формировании критериев регистрации и, непосредственно, в проведении процедуры регистрации участвуют негосударственные структуры, общественные организации и представители предприятий, такие как ведущие инженеры и сертифицированные ранее специалисты.

Работодатель имеет прямую заинтересованность в развитии систем регистрации и сертификации инженеров, как минимум, в двух аспектах. Во-первых, профессиональная сертификация и регистрация – это своеобразная гарантия качества соответствия компетенций специалистов (в том числе выпускников вузов по определенным образовательным программам) установленным требованиям. Во-вторых, наличие инженеров, сертифицированных в аккредитованных международных системах, среди сотрудников предприятия, дает ряд преимуществ перед конкурентами: облегчает процедуру принятия участия организации в международных тендерах, заключения международных контрактов, позволяет выстроить систему управления организацией и персоналом в соответствии с международными стандартами качества, а также свидетельствует о мировом уровне предоставляемых предприятием продукции или услуг.

Мировой опыт существования систем регистрации профессиональных инженеров показывает, что для сотрудников, получивших звание «Профессиональный инженер», в организации открываются новые возможности профессиональной деятельности. Такой специалист имеет возможность занимать руководящую должность при работе над более ответственными, сложными и дорогостоящими проектами, чем специалист, не прошедший регистрацию, он обладает более широким кругом обязанностей и прав, кроме того, ему легче получить различного рода привилегии (социальные, страховые, образовательные) будучи перспективным специалистом в определенной профессиональной области. Благодаря признанию таких систем, как APEC Engineer многими государствами мира, и, в частности, стран АТЭС, сертифицированный профессиональный инженер получает возможность международной мобильности в пределах действия соглашения по данной системе регистрации и сертификации. Это позволяет ему получать трудоустройство в любой стране, принявшей соглашение, наравне со специалистами этой страны.

Развитие систем сертификации и регистрации профессиональных инженеров в России позволяет создать открытую систему совершенного нового для страны уровня оценки качества специалистов, прозрачную и понятную, как с точки зрения процедуры реализации, так и с точки зрения смыслового значения именных сертификатов для их обладателя.

Ключевые понятия

Инженер АТЭС - лицо, занимающееся практической инженерной деятельностью, прошедшее оценку, сертификацию и регистрацию с использованием критериев и процедур, согласованных с руководством The APEC Engineer Manual и утвержденных Российским национальным мониторинговым комитетом Инженеров АТЭС.

Сертификация - документальное подтверждение соответствия показателей практической деятельности инженера требованиям Стандарта Инженера АТЭС и его регистрации с вручением сертификата установленного образца.

Стандарт Инженера АТЭС - совокупность согласованных с The APEC Engineer Manual и утвержденных Российским мониторинговым комитетом Инженеров АТЭС требований к показателям практической инженерной деятельности и соответствующим критериям, в том числе к непрерывному повышению квалификации и совершенствованию универсальных, профессиональных и специальных компетенций, а также к соблюдению Кодекса профессиональной этики Инженера АТЭС.

Области практической деятельности Инженеров АТЭС - области практической инженерной деятельности, согласованные с руководством The APEC Engineer Manual и утвержденные Российским мониторинговым комитетом Инженеров АТЭС.

Регистрация - внесение персональных данных и показателей практической деятельности инженера, подтвердившего соответствие требованиям Стандарта Инженера АТЭС, в Российский регистр Инженеров АТЭС и международный регистр APEC Engineer Register.

Оценка - установление соответствия показателей практической деятельности инженера требованиям Стандарта Инженера АТЭС с применением процедур, согласованных с руководством The APEC Engineer Manual и утвержденных Российским мониторинговым комитетом Инженеров АТЭС, в том числе экзамена по проверке универсальных, профессиональных и специальных компетенций, необходимых для осуществления практической инженерной деятельности в определенной области.

Практическая инженерная деятельность - деятельность, связанная с решением комплексных инженерных проблем, осуществляемая лицом с высшим профессиональным образованием в области техники и технологий.

Приостановка и отмена регистрации - временное или окончательное исключение персональных данных и показателей практической деятельности инженера из Российского регистра Инженеров АТЭС и международного регистра APEC Engineer Register по соответствующим основаниям.

Области практической деятельности

Сертификация и регистрация лиц, занимающихся практической инженерной деятельностью на территории Российской Федерации, в Российском регистре Инженеров АТЭС и международном APEC Engineer Register производится по следующим 12 областям, согласованным с The APEC Engineer Manual:

  • Аэрокосмическая техника (Aerospace Engineering)
  • Биотехнологии (Bioengineering)
  • Химические технологии (Chemical Engineering)
  • Гражданское строительство (Civil Engineering)
  • Инженерная защита окружающей среды (Environmental Engineering)
  • Электроника, электротехника и электроэнергетика (Electrical Engineering)
  • Геотехнологии (Geotechnical Engineering)
  • Информатика и вычислительная техника (Information Engineering)
  • Машиностроение (Mechanical Engineering)
  • Горное дело (Mining Engineering)
  • Нефтегазовое дело (Petroleum Engineering)
  • Транспортная техника (Transportation Engineering)

Страны-участники

Страны-участники имеют полные и равные права участия в договоре, регистрирующий орган каждого государства-участника работает либо в национальной части регистра инженеров АТЭС, либо в национальной части комбинированного регистра Инженер АТЭС / Международный Профессиональный инженер (IntPE).

Временные члены:

Являясь полноправным участником Соглашения АТЭС, АИОР признает лиц, включенных в другие юрисдикционные разделы международного реестра АТЭС, как лиц, соответствующих регистрационным требованиям.

В формировании критериев регистрации и, непосредственно, в проведении процедуры регистрации участвуют негосударственные структуры, общественные организации и представители предприятий, такие как ведущие инженеры и сертифицированные ранее специалисты. Работодатель имеет прямую заинтересованность в развитии систем регистрации и сертификации инженеров, как минимум, в двух аспектах.

Во-первых, профессиональная сертификация и регистрация – это своеобразная гарантия качества соответствия компетенций специалистов (в том числе выпускников вузов по определенным образовательным программам) установленным требованиям.

Во-вторых, наличие инженеров, сертифицированных в аккредитованных международных системах, среди сотрудников предприятия, дает ряд преимуществ перед конкурентами:

  • облегчает процедуру принятия участия организации в международных тендерах,заключения международных контрактов,
  • позволяет выстроить систему управления организацией и персоналом в соответствии с международными стандартами качества, а также,
  • свидетельствует о мировом уровне предоставляемых предприятием продукции или услуг.

Мировой опыт существования систем регистрации профессиональных инженеров показывает, что для сотрудников, получивших звание «Профессиональный инженер», в организации открываются новые возможности профессиональной деятельности. Такой специалист имеет возможность занимать руководящую должность при работе над более ответственными, сложными и дорогостоящими проектами, чем специалист, не прошедший регистрацию, он обладает более широким кругом обязанностей и прав, кроме того, ему легче получить различного рода привилегии (социальные, страховые, образовательные) будучи перспективным специалистом в определенной профессиональной области.

Благодаря признанию таких систем, как APEC Engineer многими государствами мира, и, в частности, стран АТЭС, сертифицированный профессиональный инженер получает возможность международной мобильности в пределах действия соглашения по данной системе регистрации и сертификации. Это позволяет ему получать трудоустройство в любой стране, принявшей соглашение, наравне со специалистами этой страны.

Развитие систем сертификации и регистрации профессиональных инженеров в России позволяет создать открытую систему совершенного нового для страны уровня оценки качества специалистов, прозрачную и понятную, как с точки зрения процедуры реализации, так и с точки зрения смыслового значения именных сертификатов для их обладателя

Документы претендента

Перечень документов, требуемых от кандидатов на сертификацию и регистрацию в российском регистре Инженеров АТЭС и международном APEC Engineer register:

  • Заполненная форма анкета, включающая в себя резюме, краткую биографию (сведения об образовании, профессиональном опыте) с подписью кандидата, подписью руководителя и руководителя проекта.
  • Одна фотография.
  • Копии документов о высшем образовании: диплом и приложение к диплому (заверенные печатью).
  • Копия трудовой книжки (заверенная отделом кадров).
  • Копии документов о повышении квалификации за последние 2 года в количестве не менее 50 часов в год (заверенные печатью).
  • Копия титульной страницы паспорта (заверенная печатью).

Документы должны быть заверены в отделе кадров.

Допускается представление сканированных копий документов в электронном виде: (в формате электронных документов (.pdf) или растровых изображений: .jpg, .bmp, .tif или .png).

Стандарт инженера АТЭС

  • Стандарт Инженера АТЭС устанавливает следующие требования к лицам, занимающимся практической инженерной деятельностью и являющимся претендентами на сертификацию и регистрацию в качестве «Инженеров АТЭС» в Российском регистре Инженеров АТЭС и международном регистре APEC Engineer Register:
    1. Претендент должен быть выпускником вуза по аккредитованной основной образовательной программе высшего профессионального образования в области техники и технологий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    2. Претендент должен обладать профессиональными и универсальными компетенциями, согласованными с требованиями Международного инженерного альянса (IEA), изложенными в «Graduate Attributes and Professional Competences» и включенными в соответствующий Перечень, утвержденный Российским мониторинговым комитетом Инженеров АТЭС, а также специальными компетенциями, необходимыми для осуществления практической инженерной деятельности в определенных областях, включенных в Перечень, согласованный с The APEC Engineer Manual и утвержденный Российским мониторинговым комитетом Инженеров АТЭС.
    3. Претендент должен иметь право на ведение самостоятельной инженерной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и заниматься практической инженерной деятельностью в определенной области.
    4. Претендент должен после окончания вуза иметь не менее 7 лет опыта практической деятельности, связанной с решением инженерных проблем.
    5. Претендент должен иметь не менее 2 лет опыта работы ответственным исполнителем (планировать, проектировать, координировать) при выполнении крупного инженерного проекта (длительного по срокам, дорогостоящего, технически сложного, особо важного).
    6. Претендент должен непрерывно повышать свою квалификацию и совершенствовать профессиональное мастерство, поддерживая его на уровне, достаточном для самостоятельной практической инженерной деятельности в условиях развития техники и технологий (обучаться по соответствующим программам не менее 50 часов в год в течение двух последних лет, проходить переподготовку и стажировку, осваивая новую технику и технологии).
    7. Претендент должен действовать в рамках соответствующего национального законодательства и соблюдать Кодекс профессиональной этики Инженера АТЭС.
  • Требования к специальным компетенциям, необходимым для осуществления практической инженерной деятельности в определенных областях, включенных в Перечень, согласованный с The APEC Engineer Manual, формируются Экзаменационными комиссиями Сертификационного центра Инженеров АТЭС.

Компетенции инженера

Перечень универсальных, профессиональных и специальных компетенций

  • Стандартом Инженера АТЭС предусмотрены следующие универсальные и профессиональные компетенции, согласованные с требованиями Международного инженерного альянса (IEA), изложенными в «Graduate Attributes and Professional Competences»:
    1. Осмысленное применение универсальных знаний (обладание широкими и глубокими принципиальными знаниями и готовность использовать их в качестве основы для практической инженерной деятельности).
    2. Осмысленное применение локальных знаний (обладание теми же знаниями и готовность использовать их в практической инженерной деятельности в условиях международной профессиональной мобильности).
    3. Анализ инженерных проблем (готовность к постановке, исследованию и анализу комплексных инженерных проблем).
    4. Проектирование инженерных решений (готовность к проектированию и разработке решений комплексных инженерных проблем).
    5. Оценка инженерной деятельности (готовность оценить значимость результатов комплексной инженерной деятельности).
    6. Социальная ответственность (готовность проявить высшую степень ответственности за социальные, культурные и экологические последствия комплексной инженерной деятельности в контексте устойчивого развития).
    7. Соблюдение законодательства и правовых норм (готовность соблюдать все юридические нормы и требования, в том числе в части охраны здоровья и безопасности при ведении инженерной деятельности).
    8. Этика инженерной деятельности (готовность к ведению инженерной деятельности с соблюдением этических норм).
    9. Организация и управление инженерной деятельностью (готовность к частичному или полному управлению одним или несколькими видами комплексной инженерной деятельности).
    10. Коммуникация (готовность к ясному и четкому общению с другими участниками комплексной инженерной деятельности).
    11. Обучение в течение всей жизни (готовность к непрерывному повышению квалификации и профессиональному совершенствованию, достаточному для поддержания и развития компетенций).
    12. Принятие инженерных решений (готовность к принятию инженерных решений на альтернативной основе, руководствуясь здравым смыслом в сложных условиях при противоречивых требованиях и недостатке информации).
    13. Ответственность за инженерные решения (готовность нести частичную или полную ответственность за принятие решений при ведении комплексной инженерной деятельности).
  • Перечни специальных компетенций, необходимых для осуществления самостоятельной практической инженерной деятельности в различных областях, формируются соответствующими Экзаменационными комиссиями Сертификационного центра Инженеров АТЭС.

Кодекс профессиональной этики Инженера АТЭС

Ⅰ. Общие положения

  1. Кодекс профессиональной этики Инженера АТЭС в России (далее – Кодекс) определяет основные моральные принципы творческой деятельности и взаимоотношений специалистов инженерных профессий, основанные на традиционных нравственных ценностях, истории и традициях советских и российских инженеров.
  2. Использование высокого нравственного потенциала в деле формирования духовно богатой и высокопрофессиональной личности российского Инженера АТЭС должно стать основой его активной гражданской позиции, утверждению истинной ценности инженерной деятельности, умножению авторитета российского инженерного образования.
  3. Базовые принципы профессиональной этики исходят из того, что свободный, творческий труд на благо человека, стремление к новаторству – дело чести и достоинства российских инженеров, главный мотив их профессиональной деятельности.
  4. Основываясь на базовых нравственных принципах, уважая достижения прежних поколений, российский Инженер АТЭС нацелен на совершенствование существующих и поиск принципиально новых инженерных решений. Открытия, изобретения, рационализаторская деятельность, создание принципиально новой техники и технологий, внедрение инноваций с учетом нравственной составляющей – основа практической деятельности российского Инженера АТЭС.

Ⅱ. Базовые принципы профессиональной этики

  1. Российский Инженер АТЭС должен:
    • справедливо, вежливо, честно и добросовестно относиться к клиентам и работодателям, поддерживать конфиденциальность и избегать конфликтов,
    • морально поощрять коллег и конструктивно относиться к справедливой критике,
    • беспристрастно работать со всеми клиентами и коллегами, не зависимо от расовой принадлежности, религиозных взглядов, возраста, психических и умственных способностей, супружеского и семейного статуса и национального происхождения,
    • публиковать свой практический опыт, позволять делать это своим сотрудникам.
  2. Российский Инженер АТЭС не должен:
    • преподносить свой практический опыт так, чтобы снизить доверие общества к инженерной профессии или пошатнуть ее репутацию,
    • публично высказывать мнения об инженерном проекте до тех пор, пока не будет полной информации о фактах, относящихся к нему,
    • прямо или косвенно, преднамеренно или опрометчивого вредить профессиональной репутации, перспективам или работе другого российского Инженера АТЭС,
    • использовать инженерную продукцию или процессы в коммерческой рекламе,
    • принимать вознаграждение за услуги без ведома и одобрения работодателя,
    • принимать торговую комиссию, скидки, непрямые платежи или другое вознаграждение за любую профессиональную инженерную деятельность,
    • использовать конфиденциальную информацию в целях извлечения собственной выгоды,
    • принимать участие в реализации инженерного проекта или решать научно-техническую задачу, если проект или задача может нанести ущерб обществу и/или окружающей среде (даже если это соответствует требованиям заказчика, руководства и желанию коллег).
  3. Профессиональному инженеру следует:
    • осуществлять постоянный поиск достоверных фактов, даже если он сопряжен с какими-либо трудностями, для установления и защиты истины как основной цели познания,
    • уважать созидательный труд своих коллег,
    • критически оценивать собственные результаты и достижения, противодействовать любым попыткам присвоения результатов труда других,
    • рассматривать любую проблему или ситуацию в перспективе и с учетом всех ее социальных, экологических и иных последствий для общества,
    • уметь выделять гражданские и этические аспекты проблем, связанных с поиском новых знаний, инженерных решений, которые на первый взгляд представляются исключительно техническими,
    • иметь готовность к творческому общению с представителями смежных профессий,
    • стремится свести до минимума связанные с применением техники отрицательные воздействия на человека, общество и окружающую среду,
    • отрицать консерватизм и застой в творческой деятельности,
    • повышать престиж российского Инженера АТЭС.

Ⅲ. Базовые нравственные ценности

Базовые нравственные ценности российского Инженера АТЭС – это:

  • коллективизм и товарищество в организации инженерной деятельности, развитие профессионального и общечеловеческого общения, обеспечение разумной свободы обмена научно-технической информацией, опытом, поиск и поддержка молодых талантливых специалистов, содействие их адаптации на производстве, интерес к новейшим достижениям научно-технического прогресса,
  • развитие на взаимовыгодной основе научно-технического сотрудничества с зарубежными коллегами, активное изучение и применение зарубежного опыта, открытий, технологий и новейших разработок,
  • гуманность как одно из проявлений профессиональной деятельности, выраженное в создании условий, необходимых для творчества, эргономичности технических решений, заботе о безопасности и росте технической вооруженности труда, технологичности новых устройств и процессов, расширении удельного веса автоматизированных рабочих мест, необходимых для высокопроизводительного труда,
  • эффективность научно-технической деятельности, преодоление затратной экономики, целевая направленность при решении научно-технических задач, способствующих снижению себестоимости продукции, ресурсосбережению и ресурсоэффективности, росту производительности труда,
  • добросовестность, которая заключается, прежде всего, в исключении небрежного труда при выявлении несоответствий установленным правилам и реалиям, новым фактам, новым условиям, стремление добиваться официального, законного изменения устаревших норм деятельности,
  • настойчивость в доведении новых инженерных решений до их реализации, в поиске истины, в разрешении сложных проблем,
  • стремление к постоянному повышению профессиональной квалификации, обогащению знаний, приобретению профессиональных умений и компетенций, овладению современной компьютерной культурой, как необходимому условию освоения новейших методов познания, проектирования, разработки экономически грамотных, научно обоснованных технических решений, организации труда и управления, повышению общей культуры поведения и общения,
  • активное просветительство, борьба с невежеством, некомпетентностью, технофобией, повышение технической культуры работников,
  • организованность и дисциплинированность в мышлении и поступках,
  • ответственность за выполнение взятых обязательств, реализацию своих идей и последствия инженерной деятельности, открытое признание ошибок.

Экзамен по оценке универсальных и профессиональных компетенций претендентов на звание Инженера АТЭС, предусмотренных Стандартом Инженера АТЭС, а также специальных компетенций, необходимых для осуществления самостоятельной практической инженерной деятельности в различных областях, утвержденных Российским мониторинговым комитетом Инженеров АТЭС, является неотъемлемым, важнейшим и заключительным этапом процедуры оценки показателей практической инженерной деятельности претендентов на соответствие Стандарту Инженера АТЭС.

Экзамен проводится в два этапа:

Первый этап: письменный экзамен предполагает оценку универсальных и профессиональных компетенций на соответствие требованиям, согласованным с требованиями Международного инженерного альянса (IEA), изложенными в «Graduate Attributes and Professional Competences» и утвержденным Российским мониторинговым комитетом Инженеров АТЭС. В случае успешной сдачи письменного экзамена претенденты допускаются ко второму этапу экзамена. От письменного экзамена освобождаются выпускники вузов, окончившие основные образовательные программы в области техники и технологий, аккредитованные Ассоциацией инженерного образования России.

Второй этап: устный экзамен и интервью, на основании которых оцениваются специальные компетенции, необходимые для осуществления самостоятельной практической инженерной деятельности в различных областях. Экзаменатор руководствуется памяткой к проведению устного экзамена для сертификации и регистрации лиц в Российском регистре Инженеров АТЭС и международном APEC Engineer Register.

Письменная часть

При оценке универсальных и профессиональных компетенций претендентов проводится проверка общей эрудиции претендента, его базовых теоретических знаний и практики их использования в комплексной инженерной деятельности. Программа письменного экзамена одинакова для всех областей инженерной деятельности и утверждается директором Сертификационного центра Инженеров АТЭС. Письменный экзамен ориентирован на проверку способностей претендентов на звание Инженер АТЭС решать комплексные проблемы, возникающие в процессе практической инженерной деятельности с учётом различных технических, экономических, экологических и других требований, стандартов, законов, нормативных актов, а также Кодекса профессиональной этики Инженера АТЭС.

Устная часть и интервью

Для проведения устного экзамена формируется Экзаменационная комиссия, состоящая, как правило, из председателя и двух членов. Экзаменационная комиссия состоит из ведущих специалистов в определенной области инженерной деятельности. Программа устного экзамена составляется соответствующей экзаменационной комиссией и зависит от области инженерной деятельности. Устный экзамен направлен на оценку уровня компетентности претендента в определенной области инженерной деятельности. Ключевыми темами для оценки специальных компетенций на устном экзамене являются:

  • ответственность руководителя проектных и конструкторских работ в определенной области;
  • опыт инженерной деятельности в определенной области в соответствии с Кодексом профессиональной этики инженера АТЭС;
  • практический опыт решения типовых и нестандартных комплексных инженерных проблем в определенной области, управленческие и коммуникативные навыки, компетентность в юридических вопросах;
  • профессиональное развитие претендента, польза, принесенная обществу в результате инженерной деятельности в определенной области.

Интервью проводится после устного экзамена. Председатель Экзаменационной комиссии объясняет претенденту цель интервью. Претенденту предлагается описать один или несколько проектов, в которых он принимал участие, и продемонстрировать готовность к практической инженерной деятельности в определенной области. Члены Экзаменационной комиссии задают претенденту уточняющие вопросы и предлагают различные гипотетически возможные ситуации для принятия решений. В результате производится оценка степени понимания всех составляющих инженерной деятельности. После интервью Экзаменационная комиссия делает вывод о том, в достаточной ли степени претендент продемонстрировал знания и профессиональный опыт для присвоения звания «Инженер АТЭС». Претендента уведомляют о результатах устного экзамена и интервью.